В виду распространения по всему миру принципа прозрачности ведения бизнес-деятельности, многие страны и отдельные территории сформировали или формируют реестры бенефициарных владельцев, иными словами реальных собственников, компаний. Это обстоятельство повлекло возникновение обязательства раскрывать государственным органам сведения о физических лицах, получающих в конечном счете доходы от деятельности компаний.
Создание реестров бенефициарных собственников – процесс глобальный, он затрагивает много государств. При этом введение, а также использование подобных реестров в том или ином государстве характеризуется как общими чертами, так и индивидуальными для одной какой-либо юрисдикции или группы юрисдикций.
Принцип выявления бенефициарного владельца исходя из размера доли участия является общим для всех стран мира, решивших вести реестры бенефициаров. В соответствии с ним лицо признается бенефициаром, если эта доля достигает более 25% долей в капитале компании (голосующих прав либо акций). Стоить заметить, что обычно в расчет берутся доли и прямого, и косвенного участия.
Кроме того, определить бенефициара можно используя критерий контроля и управления. Он подразумевает наличие у лица полномочий принимать ключевые решения касательно деятельности компании. Среди таких решений: вопрос о распределении прибыли организации, принятие кандидатур на должности высших должностных лиц, согласование финансовой отчетности и другие.
Как правило, законодательство абсолютного большинства юрисдикций содержит общее правило, по которому бенефициарным собственником считается физическое лицо, получающее в конечном счете доходы одной или нескольких компаний компании. Часть юрисдикций только лишь в случае когда невозможно выявить таких физических лиц при использовании всех имеющихся критериев (доля участия, управление и контроль) могут записать в реестр бенефициарных владельцев юридическое лицо. Также могут оставить комментарий о том, что в соответствии с ныне действующими правилами определить такого бенефициарного владельца не представляется возможным.
Главной целью определения бенефициарного владельца и его идентификации является сведение к минимуму рисков, связанных с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма, сопутствующая цель – функционирование обмена налоговой информацией в международном масштабе, а также налоговое администрирование бизнес-деятельности компаний.
Как правило аккумулируемая информация содержит по крайней мере минимальные идентификационные данные лица: ФИО, дату рождения, адрес регистрации, гражданство, реквизиты удостоверяющего личность документа. Часто необходимо сообщать основание бенефициарного владения, включая размер доли, степень участия в управлении компанией.
Наиважнейшей характеристикой, составляющей отличие бенефициарных реестров в разных государствах, служит режим доступа к находящимся в них данным. Здесь существует два основных подхода:
Прочие отличия и особенности реестров кроются лишь технических моментах: форматах предоставления данных, порядке и сроках, возможностях использования онлайн-платформ и пр.
Напомним, страны-участники Европейского союза внедряют реестры бенефициаров централизованно, то есть не по своей лишь собственной инициативе. Основанием служит Директива Европарламента и Совета ЕС «О внесении изменений в Директиву 2015/849 о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма и о внесении изменений в Директивы 2009/138/EC и 2013/36/EU» от 30 мая 2018 г.
Государства ЕС должны создать свои реестры бенефициаров до 10 января 2020 г., а уже к 10 марта 2021 г. эти реестры планируется объединить в одну общую информационную систему.