Пакет реформ, обнародованный Еврокомиссией 24 января, предусматривает ужесточение правил проверки входящих инвестиций, а также вводит общественные консультации по исходящим инвестициям по примеру США. Реформы также наделяют Комиссию полномочиями инициировать проверку сделок, о которых не было уведомлено, и впервые делают национальные механизмы проверки инвестиций обязательными. В настоящее время только пять из 27 стран-членов ЕС не имеют таких механизмов — Болгария, Хорватия, Кипр, Греция и Ирландия — хотя последняя готова запустить режим к середине года.
Комиссия также хочет расширить сферу транзакций, подпадающих под действие правил национальной безопасности, включив в нее инвесторов ЕС, контролируемых организациями, не входящими в блок, и поощряя государства-члены проверять больше новых проектов. Сегодня лишь немногие страны заключают сделки, выходящие за рамки слияний и поглощений, а подавляющее большинство прямых иностранных инвестиций в новые проекты не подвергаются тщательному анализу. Это происходит в то время, когда предпочтение китайских фирм инвестировать в блок сместилось от слияний и поглощений к новым проектам — есть мнение, что это делается для обхода правила отбора.
Комиссия также разработала планы по проверке исходящих инвестиций в критически важные технологии в таких странах, как Китай, где она опасается, что чувствительные технологии и ноу-хау могут быть использованы для подрыва нацбезопасности. В органе планируют провести трехмесячные публичные консультации для получения обратной связи. Затем должен последовать год мониторинга исходящих сделок и окончательное решение по исходящему механизму к августу 2025 года.
Следует отметить, что один из основных вопросов — можно ли решить сложную задачу по обеспечению поддержки каждого государства-члена, которая необходима для внедрения механизма контроля исходящих инвестиций. 17 января Европарламент принял резолюцию, призывающую к расширению законодательных инициатив для борьбы с рисками, исходящими от китайских инвестиций в ЕС. Но ни промышленная политика, ни отношение к сотрудничеству с Китаем не совпадают в ряде стран ЕС.