18 ноября состоялась официальная публикация октябрьского Приказа ФНС, утвердившего обновленный перечень юрисдикций, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Перечень покинули оффшорные юрисдикции Панама и Сан-Марино.
Присутствие того или иного государства либо территории в списке тех, кто не участвует в обмене налоговой информацией с Российской Федерацией (далее – «список ФНС»), при определенных условиях может послужить причиной наступления нижеперечисленных правовых последствий:
Лишение возможности применить некоторые льготы, предусмотренные налоговым кодексом России для её налоговых резидентов в отношении принадлежащих им контролируемых иностранных компаний (КИК), местом регистрации которых являются отмеченные в «списке ФНС» юрисдикции. Речь идет о льготах, позволяющих освобождать прибыль КИК от уплаты налога в РФ в указанных случаях:
прибыль КИК облагается налогом в стране её регистрации по эффективной ставке, которая должна составлять минимум 75% средневзвешенной ставки российского налога на прибыль организаций;
КИК ведет страховую либо банковскую деятельность, имея соответствующую лицензию;
КИК осуществляет эмиссию обращающихся облигаций.
Таким образом на все эти льготы контролирующие лица КИК не могут рассчитывать в том случае, когда государство или территория, где осуществлялась регистрация иностранной компании, значится в «списке ФНС».
Обязательство подавать финансовую отчетность КИК, прилагая аудиторское заключение по ней. Контролирующих лица КИК несут обязанность представлять в налоговую службу финансовую отчетность. Исходя из её данных определяется величина прибыли компании. Финотчетность подаётся одновременно с уведомлением о КИК или же с налоговой декларацией по соответствующему налогу. Информация из финансовой отчетности служит источником для определения целесообразности включать прибыль КИК в налоговую базу соответствующего налога, который должно уплачивать контролирующее лицо (налог на прибыль либо НДФЛ). От неё же зависит возможность применить освобождение от уплаты КИК налога на прибыль. Правила составления финансовой отчетности отражаются в личном законе КИК и в Международном стандарте финансовой отчетности.
Для того чтобы требование прилагать аудиторское заключение к финансовой отчетности иностранной компании не было обязательным, необходимо, чтобы одновременно соблюдались два следующих условия: существование у оффшорной юрисдикции действующего соглашения с РФ об избежании двойного налогообложения и отсутствие её в «списке ФНС». Соответственно, если КИК является резидентом юрисдикции из «списка ФНС», контролирующие её лица обязаны приложить к подаваемой в налоговые органы РФ финансовой отчетности еще и аудиторское заключение.
Приказ вступит в силу 1 января 2020 г. С этой даты «список ФНС» будет состоять из 98 стран и 18 территорий.