Межведомственная рабочая группа по борьбе с незаконными финансовыми операциями во главе с Виктором Зубковым активно занимается разработкой кардинальных изменений законодательства, направленных на усиление борьбы с «грязными» деньгами и повышение финансовой прозрачности компаний. Работа ведется с учетом новых рекомендаций международной ФАТФ о новых обязательных международных стандартах по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, требующих внесения изменнеий в Гражданский, Уголовный, Налоговый Кодексы, и другие федеральные законы.
Для российской экономики стало серьезной проблемой широкое использование в бизнесе оффшоров. Какие меры предлагает ФАТФ?
Олег Борисов, начальник Управления «Ф» (по борьбе с экономической преступностью в сфере финансовой деятельности и банкротства) Главного управления экономической безопасности противодействия коррупции МВД России, полковник полиции, отвечает: «Использование оффшорных юрисдикций тесно связано с проблемами уклонения от налогообложения и сокрытия доходов, полученных преступным путем, в том числе в результате коррупции. В первую очередь, такие схемы позволяют завуалировать конечного собственника активов - как денег, так и имущества. Между тем проблема использования оффшоров стоит не только у нас, а беспокоит все государства с развитым регулированием, финансовым контролем и сильными правоохранительными системами. Но когда мы начинаем контролировать финансовые потоки, входящие и исходящие из оффшоров, то зачастую не достигаем результатов, потому что боремся с последствиями, а не с причиной. Основной целью должна стать — ликвидация таких юрисдикций. Для этого надо разработать и утвердить меры, как правовые, так и экономические, которые сделают невозможным и невыгодным использование оффшорных территорий. Возможно, применять к ним определенные рычаги давления на международном уровне с тем, чтобы снизить экономическую привлекательность для бизнеса. Введение налога на финансовые операции с участием фирм, зарегистрированных в оффшорах, может стать одной из таких мер».
ФАТФ предлагает усилить меры по борьбе с отмыванием денег от налоговых преступлений. Олег Борисов отмечает, что «ФАТФ не дает конкретных рекомендаций в отношении санкций и сроков. Речь идет о том, что все виды преступлений, предшествующих отмыванию (предикатные преступления) и само отмывание должны быть криминализованы, то есть за них должна быть установлена законом уголовная ответственность. Однако с учетом новых рекомендаций к предикатам необходимо будет отнести все виды налоговых преступлений без исключения. Это означает, что на них будет распространяться норма (статьи 174 и 174.1) Уголовного кодекса, касающаяся легализации денежных средств или иного имущества. Наказание в зависимости от тяжести совершенного преступления, начинается от крупных штрафов до лишения свободы на срок до 7 лет».
Также в рамках усовершенствования законодательства планируется ввести препятствия на пути создания российских компаний, так называемых «однодневок». Обсуждается даже введение уголовной ответственности для юридических лиц, чего пока в России нет, в отличие от многих других стран.
Эксперты считают, что в результате принятия изменений в законодательство, государственные органы получат доступ к информации об оффшорных счетах. В новых рекомендациях ФАТФ ужесточаются требования по идентификации клиентов банков, в том числе оффшорных компаний. В частности, таким компаниям придется предоставлять в банки сведения о реальных собственниках и владельцах активов. В случае невозможности установления бенефициара, банки обязаны не открывать счет и не проводить по нему операцию, а также сообщать о таких фактах в компетентные органы. Правда, и сейчас подавляющее большинство банков требуют такую информацию от всех своих клиентов.
ФАТФ рекомендует правительствам ужесточать требования в отношении национальных политических деятелей, которые могут представлять повышенный коррупционный риск в силу занимаемых ими постов. Чиновники сообщают, что уже наработана большая практика в отношении финансового мониторинга операций иностранных политически значимых лиц. Это обосновано, поскольку коррупционеры стремятся к сокрытию своих доходов за рубежом. Для усиления борьбы с коррупцией принято решение распространить эти меры и на национальных политических деятелей. Речь идет о выявлении участников операций, которых можно отнести к такой категории лиц. И это становится обязанностью банков, всех финансовых и нефинансовых организаций, клиентами которых они являются. Кроме того, устанавливаются требования в отношении мониторинга операций таких лиц, чтобы выявить признаки коррупции. Это также связано с установлением источников происхождения денежных средств и иных активов.
Особое внимание будет уделено закупкам для государственных нужд. Планируется, что доходы чиновников, работающих в этой сфере, будут особенно тщательно проверяться.
Одной из новых рекомендаций ФАТФ является риск-ориентированный подход, направленный на самые проблемные зоны в плане отмывания «грязных денег».
Эксперты считают наименее рискованным банковский сектор, которому выгодно развитие хорошо контролируемой сферы безналичных платежей, и который таким образом способствует большей прозрачности финансовых потоков. Развитие безналичных расчетов, усовершенствование и доступность банковских услуг снижают объемы наличных расчетов и, соответственно, риски легализации незаконных доходов.
К высокорисковым областям относятся новые виды финансовых услуг, осуществляемых за пределами банковского сектора: электронные деньги, предоплаченные карты, расчеты с использованием мобильной связи. Регулирование в этой сфере отстает от стремительного развития отрасли. Повышает степень риска этих операций и то, что они имеют трансграничный характер, а единых международных стандартов регулирования нет.